Св. Нино














  Статьи

Грузинские монастыри в 1913 году
(краткая история, описание)

С.В.Булгаков

Грузинская епархия

Мужские

Ахтальский Успенский монастырь

Бетанийский Рождество Богородичный монастырь

Вирдзийский Успенский монастырь

Давидо-Гареджийский монастырь

Зармзский монастырь

Иоанно-Зедазнийский монастырь

Иоанно-Крестителева пустынь

Квабтохевский Успенский монастырь

Кобенский Успенкий монастырь

Е. Маркобский Антониев монастырь

Сафарский Святого Саввы монастырь

В. Спасо-Преображенский монастырь

Хирский Стефановский монастырь

Шио-Мггвимский монастырь

В. Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь

Женские

Бодбийский Святой Нины монастырь

Агинский Рождество-Богородичный скит

Свято-Георгиевский монастырь

Гурийско-Мингрельская епархия

Мужские

Джумантский Архангельский монастырь

Иоанно-Крестительская пустынь

Е. Мартвильский Успенский монастырь

Саирмский монастырь

Нахаребовский Благовещенский монастырь

Шемокмедский Спасский монастырь

Женские

Теклатский Богородице Рождественский монастырь

Джихетская община

Имеретинская епархия

Мужские

Гаенатский или Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь

Джручский Георгиевский монастырь

Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь

Моцаметский Давидо-Константинов монастырь

Намарневский Иоанна-Крестителев монастырь

Цагерский монастырь

Цаишский монастырь

Челишский Успенский монастырь

Женские

Мгвинский Спасский монастырь

Сухумская епархия

Мужские

Е. Драндский Успенский монастырь

Всесвятский скит, Пантелеймоновский скит

Ново-Афонский Симоно-Канаитский монастырь

Свято-Троицкий монастырь

Женские

Василиско-Златоустовский монастырь

Моквинский Успенский монастырь

Иверско-Алексеевская община


Грузинская епархия:

Мужские

Ахтальский Успенский монастырь - заштатный, в 90 верстах от Тифлиса, в 50-ти верстах от города Шулавер.

Бетанийский Рождество Богородичный монастырь, в ущелье реки Веры, в 14-ти верстах от города Тифлиса. Основан в XII веке, по преданию, Святой Царицей Тамарой (память 1 мая). Разорен был во время персидского владычества на Кавказе; ныне восстановлен.

Вирдзийский Успенский монастырь, заштатный, общежительный, в 55 верстах от города Ахалцыха.

Давидо-Гареджийский монастырь, 1 класса, общежительный, в Гареджийских горах, в 60-ти верстахот Тифлиса.

Основателем этого монастыря был Святой преподобный Давид, прибывший в Грузию со своим наставником преподобным Иоанном (память 7 мая) и избравший для проповеди обуреваемый в то время огнепоклонниками город Тифлис, около которого он поселился в пещере на западной горе. Вскоре он живою проповедью и учением воссоздал юное христианство в Тифлисе; а затем, избегая клеветы языческих магов и шума мирского, Святой подвижник, вместе со своим учеником Лукианом удалился в пустыню и поселился в безотрадных скалах Караяся и Иорских 9наименованных впоследствии Гареджийскими), где дикие козы и олени доставляли Святым подвижникам, кроме среды и пятницы, свое молоко. Скоро весть о Святых отшельниках разнеслась по окрестностям; в пустыню стало стекаться множество желающих принять иночество и, таким образом, со временем образовалась обширная обитель, подразделявшиеся на 12 обителей с пещерами, имевших великое значение для Иверской Церкви.

Проводя жизнь в величайших подвигах иночества, удостоившись дара чудотворения достигши глубокой старости, преподобный Давид был извещен свыше о времени своей кончины и мирно отошел к Господу в 604 году (а по другим, в конце VI века) и был погребен в своей пещерной церкви. Память его празднуется в первый четверток по Вознесении Господнем и еще 7 мая вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским. Ныне мощи Святого преподобного Давида покоятся в монастырском Преображенском храме в серебряной раке; близ нее гробница его сподвижника Лукиана. В монастыре также хранится камень, принесенный сюда преподобным Давидом из Иерусалима. В церкви преподобного Давида покояться мощи преподобного Додо, Гареджийского чудотворца. О нем известно, что он происходил из рода кахетинских князей Вачнадзевых и сначала проводил подвижническую жизнь в Кахетии. Узнав о пребывании в скалах Гареджийских (тогда называвшихся Иорскими) и подвижничестве преподобного Давида, он пришел к нему и сделался его учеником. Пять лет провел он со своим наставником в подвигах и молитве. Затем преподобный Додо, по благословению своего наставника, ископал себе новую обитель в честь Пресвятой Богородицы и населил ее множеством пустыннолюбцев. В течении 25 лет он управлял этой обителью, удивляя всех великими подвигами иночества и Святостью жизни. Господь даровал угоднику Своему дар чудотворения и исходило от него необыкновенное благоухание. Скончался преподобный Додо в мире, в глубокой старости, в начале VII века (по иным данным около 603 года) и честно был предан земле в своей пещере. Устроенная им обитель была закрыта около половины XIX века и с того время начала рушиться, рушилась и сама усыпальная пещера угодника. В обитель преподобного Давида Святые мощи преподобного Додо были перенесены 16 марта 1881 года. Память его празднуется в первую среду по Вознесении Господнем. В 1617 году основанная преподобным Давидом обитель подверглась нападению звероподобного и коварного Персидского шаха Аббаса I. Охотясь в Караягской степи, Аббас из палатки своей ночью увидел на краю пустыни на горе огоньки: это братия обходила кругом малую Воскресенскую церковь, поя воскресшего Господа. Аббас велел немедленно изрубить всех Гареджийских иноков. Исполняя волю зверонравного повелителя, полчища персов отправились к соборному храму Святого Воскресения, где, по случаю первого дня Святой Пасхи, собралась братия и прочих 11-ти Гареджийских монастырей. Святая братия, застигнутая во время службы, приобщившись Святых Тайн, во главе со своим настоятелем Арсением, вышла навстречу персидским воинам, и смело исповедала Христа Бога; после чего настоятель и братия числом более 600 были изрублены, а все Гареджийские обители разграблены и разорены. Впсоледствии царь Арчил II собрал все кости Святых светлоянтарного цвета и положил их в малой церкви, им созданной над костями их и называемой Моцамети, то есть мученической. Святые кости и по сие время лежат там в устроенной Царем Теймуразом I каменной раке, источая благотворное миро, которое уносится богомольцами. Память этих "преподобных праотец, избиенных в Давидогареджийской пустыни", празднуется во вторник Светлой седмицы. Кроме опустошения от персов, эта Святая обитель пострадала в 1851 и 1857 годах от лезгин. Ныне вокруг монастыря имеется до 5000 пещер, высеченных в скале руками иноков для храмов и келий.

Зармский монастырь, близ деревни Зарзмы, в 30 верстах от города Ахалцыха. Основанный в XI веке, он долгое время оставался разрушенным; но недавно восстановлен из развалин.

Иоанно-Зедазнийский монастырь, заштатный, в 42-х верстах от города Душета, в 30 верстахот города Тифлиса. Основан в VI веке Иоанном Задезнийски (память 7 мая).

Иоанно-Крестителева пустнь, 3 класса, в 30 верстах от города Тифлиса. Основан в V веке; при ней имеется школа.

Квабтохевский Успенский монастырь, 3 класса, в 50-ти верстах от Тифлиса, в 30 верстах от города Гори. Основан в XI веке, в 1849 году возобновлен.

Кобенский Успенкий монастырь, заштатный, общежительный, в 15-ти верстах от Тифлиса, близ посада Каджары. Учрежден в 1903 году на месте развалин древнего Кобенского монастыря, существовавшего в XII веке. При монастыре имеется школа.

Е. Маркобский Антониев монастырь, в 30 верстах от Тифлиса, в 5 верстах от села Марткопи. Основан в VI веке преподобным Антонием (память 19 января).

Сафарский Святого Саввы, заштатный, общежительный монастырь в 50 верстах от железнодорожной станции Боржом, в 7 верстах от города Ахалцыка монастырь. Основан в X веке наместниками Грузинских Царей в западной Грузии князьями Атабеговыми. В 1877-1878 гг. он разорен был мусульманами; в 1893 году возобновлен. В древнем соборе монастыря в деревянном ковчеге покоятся части мощей преподобного Саввы Освященного. Церковь и все помещения монастыря находятся в скалах и с наружи незаметны. От церкви снаружи начинается к востоку длинная площадка, имеющая в ширину не больше четырех аршин, на которой подряд высечены в скале кельи. Таких рядов келий с такими же площадками снаружи имеются 2 выше и 2 ниже, и эти 5 рядов образуют как бы пятиэтажное помещение с внутренними ходами вверх и вниз, а извне имеющее доступ только по одной тропе со стороны главной цекви. Кроме доступных в настоящее время эти 5 рядов келий, как видно, были еще выше и ниже ряды, которые временем уничтожены. Вообще всех келий в монастыре и вблизи в ущельях насчитывают больше тысячи.

В. Спасо-Преображенский монастырь, 1 класса, в Тифлисе основан в 1822 году; при нем имеется школа.

Хирский Стефановский монастырь, 3 класса, в 10 верстах от города Сигнаха; при нем имеется школа.

Шио-Мггвимский монастырь, заштатный, в 10 верстах от села Мцхета, Душетского уезда, в глубине дикого ущелья. Основан в VI веке Святым Шио, который и погребен здесь (память 9 мая и 28 октября). До 1877 года был приписан к Тифлисскому Спасо-Преображенскому монастырю. Вокруг монастыря находится до 1000 древних пещер. При нем странноприимница.

В. Шуамтинский Рождество-Богородицкий монастырь, 2 класса, общежительный, в 7 верстах от города Телава. Основан в VI веке; в XVI веке возобновлен. К нему приписан Алавердинский Георгиевский собор, построенный в 557 году (см. 15 сентября).

Женские

Бодбийский Святой Нины монастырь, 1 класса, общежительный, в 3 верстах от города Сигнаха, в местечке Бодбе, в Кахетии. До XII века здесь существовал монастырь при храме над усыпальницей Святой равноапостольной Нины (память 14 января). Не раз разоряемый монастырь, был позднее упразднен и обращен в кафедру Бодбийских Митрополитов, а по упразднении ее (в 1837 году) - в приходской храм; в 1889 году восстановлен. Храм Святой Нины принадлежит к глубокой древности: он стоит около XVI веков. В нем почивают в Алтаре, близ Престола, мощи Святой Нины, с устроенной над ними гробницей. Все стены этого храма покрыты настенной живописью из событий Ветхого и Нового Заветов. В 1901 году освящен новый храм во имя Святителя Николая, весьма красивой архитектуры. Стены его внутри расписаны древнейшими изображениями из житий Святой Нины и Святителя Николая. При монастыре имеется женская церковно-учительская школа со второклассной образцовой школой, живописной мастерской, больницей и странноприимницей. Недалеко от монастыря им открыт школа для обращения сектанского населения.

К монастырю приписан Агинский Рождество-Богородичный скит, учрежденный в 1910 году, при церкви села Агина, Александропольского уезда, 1 класса, общежительный, при селе Мцхете, в 20 верстах от Тифлиса. Учрежден в 1847 году. Здесь почивают мощи Святого Авива (память 29 ноября). В 1903 году освящен новый храм во имя Святой Нины. При монастыре имеется школа.

Свято-Георгиевский монастырь, общежительный, близ деревни Мамкоды, Тифлисского уезда, учрежденный в 1903 году из общины, существовавшей с 1990 года, и приписанный к Бодбийскому женскому монастырю.

Гурийско-Мингрельская епархия:

Мужские

Джумантский Архангельский монастырь в селе Джумати, Озургетского уезда, в 95 верстах от города Кутаиси.

Иоанно-Крестительская пустынь, в селе Амаглеба, Озургетского уезда, в 75 верстах от города Кутаиси.

Е. Мартвильский Успенский монастырь при селе Мартвили, Сенакского уезда, в 34 верстах от города Кутаиси, в 30 верстах от железнодорожной станции Ново-Сенаки. Основан в X веке. В монастыре хранятся украшенное миниатюрами Евангелие и Псалтирь XI века, писанная на пергаменте, на древне-грузинском языке. При монастыре имеется образцовая двухклассная школа.

К нему приписан Саирмский монастырь, близ села Саирме, в Зугдидском уезде.

Нахаребовский Благовещенский монастырь, 2 класса, общежительный при селе Нахаребо, в Санакском уезде, в 34 верстах от города Зугдиди, на берегу реки Хопи, в 100 верстах от города Кутаиси.

Шемокмедский Спасский монастырь, 2 класса, в 7 верстах от города Озургет, в селе Шемокмеди.

Женские

Теклатский Богородице Рождественский монастырь, 2 класса, общежительный, при селе Теклати, Сенакского уезда. Учрежден в 1897 году из женской общины, существовавшей с 1884 года. При нем действует двухклассная школа.

Джихетская община, в селе Джихети, Озургетского уезда, в 55 верстах от города Кутаиси, учрежденная в 1893 году и при ней школа.

Имеретинская епархия:

Мужские

Гаенатский или Гелатский Рождество-Богородицкий монастырь, 1 класса в 8 верстах от города Кутаиси, в 3 верстах от железнодорожной станции Гелати. Основан в начале XII века Грузинским Царем Давидом III 9память 26 января). В соборном храме Рождества Богородицы сохранились древние фрески. Здесь покоятся мощи СвятогоЦапя Давида III и правнучки его Царицы Святой Тамары (память 1 мая). В монастыре находится Хахульская чудотворная икона Божией Матери, по преданию написанная Святым Евангелистом Лукой. Украшения на Святом образе XII, XI и даже VII века; некоторые из них были пожертвованы самой Святой Царицей. Эта Святая чудотворная икона представляет собой складень, на котором изображение Богоматери поясное, в молитвенном положении, без Богомладенца. Празднование ей бывает 15 августа в день Двунадесятого праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей. Тогда же совершается празднование и имеющихся в монастыре чтимых Святых икон Богоматери, пожертвованных монастырю в конце X века Царем Багратионом III - Акцурской, по преданию принесенной в Грузию Святым Апостолом Андреем и находившейся в городе Ацкуре, и Гелатской, вычеканной из серебра, называемой также Пицундской, по имени города Пицунды, что в Абхазии, где она прежде находилась. Ризница монастыря представляет собою хранилище весьма древних и весьма ценных предметов. Здесь находится Евангелие, написанное на пергаменте в IX веке, корона Святого Царя Давида III, облачение Патриархов и прочие церковные и исторические сокровища.

Джручский Георгиевский монастырь, 1 класса в Шаропанском уезде, в селе Мохва, в 114 верстах от города Кутаиси. Основан в V веке.

Кацхский Спасо-Вознесенский монастырь, 3 класса, в селе Кацхи, в Шаропанском уезде, в 50 верстах от города Кутаиси. Основан в 1027 - 1073 годах.

Моцаметский Давидо-Константинов монастырь, 2 класса, в селе Моцамети, в 5 верстах от города Кутаиси. Основан в XI веке Грузинским Царем Багратом IV. Храм в честь Святых мучеников Давида и Константина (память 2 октября), мощи которых покоятся здесь, построен в XI веке, обновлен в 1863 году. Здесь же пребывает с X века чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Намарневский Иоанна-Крестителев монастырь, 2 класса, в Лечхумском уезде, в 85 верстах от города Кутаиси. Основан в 1822 году.

К нему приписан Цагерский монастырь в селе Цагери Лечхумского уезда; здесь храниться серебряный крест Царя Грузинского Георгия (921 - 956 годы).

К Намарневскому же монастырю приписан Цаишский монастырь в селе Цаиши, Зугдидского уезда; здесь храниться крест Царя Абхазии и Карталинии Баграта III (980 - 1014 годы).

Челишский Успенский монастырь, 2 класса, общежительный, в селе Никорцминда, Рачинского уезда, в 60 верстах от города Кутаиси. К нему приписан Схавский монастырь, известный с XVII века.

Женские

Мгвинский Спасский монастырь, 3 класса, общежительный, в Шаропанском уезде, в 85 верстах от города Кутаиси, близ железнодорожной станции Чиатуры. Основан в XII веке. Здесь находится древняя XI-XII веков икона Спасителя и двери, сделанные из цельной виноградной лозы, с резными изображениями и надписями. При монастыре имеется школа.

Сухумская епархия:

Мужские

Е. Драндский Успенский монастырь, общежительный, в местности "Дранды", в 4 верстах от Черного моря, в 24 верстах от города Сухума. Основан в 1885 году, на развалинах древнего храма, существовавшего с VIII века. Здесь находится древняя икона, найденная под Алтарем при восстановлении древнего храма. На одной стороне изображена Матерь Божия, на другой - Святой преподобный Антоний Печерский; здесь же часть древа Господня и частицы мощей Святых угодников. При монастыре имеется школа, больница и странноприимница.

Монастырю принадлежит: Всесвятский скит, в 8 верстах отнего, с зрамом во имя всех Святых, построенный XIII - XIV веках и возобновленный в 1889 году. Также принадлежит монастырю Пантелеймоновский скит, в 2 верстах от монастыря, с храмом во имя Святого великомученика, целителя и страстотерпца Пантелеймона, построенный в XIII веке и возобновленный в 1892 году.

Ново-Афонский Симоно-Канаитский монастырь, общежительный, в Абхазии, на берегу Черного моря, в 25 верстах от города Сухума, на левом берегу реки Псыртсхи (древняя Апсара), на месте Генуэзской колонии (XIII век) Анакопии (Никопсия). Он основан в 1875 году Русским Пантелеймоновым монастырем на Святом Афоне, на случай возможного в будущем переселения Афонского монастыря в Россию, а также с целью прсвещения туземных жителей светом Православной веры. Представляя собой как бы отделение Афонского Пантелеимонова монастыря, он обладает полной самостоятельностью. По своему топографическому положению он разделяется на верхнюю или нагорную часть, видимую с моря издалека, и нижнюю часть, начинающуюся от морского берега. На вершине высокой, так называемой. Иверской горы резко выделяется на фоне неба блестящая крыша Иверской часовни и рядом с ней развалины древней Римской крепости (III века) - Апсара. Несколько ниже ее, на склоне гор, защищающих весь этот благословенный уголок от северных ветров, на обширной, искусственно выровненной террасе, среди богато разросшихся вечно зеленых пород, величественно вырисовывается грандиозное белое трехэтажное здание нового монастыря, построенного в виде громадного четырехугольника с главным фасадом, обращенным к морю. Над этим фасадом возвышаются увенчанные золотыми крестами купола трех церквей. Посередине, над главными воротами, трехкупольный храм Вознесения Господня, над восточным углом - Святого Апостола Андрея Первозванного и над западным углом - Святых угодников Афонских. Из-за этого же фасада нагорного монастыря, значительно превышая высоту его стен, величественно возвышаются, господствуя над всею окружающей местность, стены купола и колокольня нового громадного освященного в 1900 году собора во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона с 4 приделами. Внизу под этим новым монастырем, на террасах. Расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Святого Архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и Святого Апостола Симона Канаита и сохранившийся мраморный ковчежец с частицами Святых мощей. Во внутреннем устройстве этого храма особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. Ниже церкви Покрова Божией Матери, у самого берега моря, окаймленного набережной, возвышается красивая часовня, воздвигнутая в память 17 октября 1888 года. Налево от пристани расположена целая система пресных прудов, обсаженных тополями и плакучими ивами. Эти пруды представляют из себя один из красивейших уголков обители. Сюда направляются обыкновенно в праздники Крестные ходы, сопровождаемые водоосвящением. В долине реки Псыртсхи стоит древняя заново отреставрированная в 1882 году византийской архитектуры церковь Святого Апостола Симона Кананита. В ней заметны еще в двух местах остатки древней стенной живописи, при ем один из ликов Святого великомученика Георгия Победоносца сохранился весьма отчетливо, почти в полной неприкосновенности. С 1889 года в монастыре находится чудотворная икона, именуемая "Избавительница", на которой Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, благословляющим правою рукою и держащим в левой руке свиток. Относительно этой Святой иконы, написанной в XVII веке, известно что она в начале XIX века хранилась у Афонского подвижника Констанция Феодула, а после его кончины у его ученика старца Мартиниана, пришедшего на Афон из Греции в 1821 году. В 1841 году Мартиниан отправился со святой иконой в Элладу, и здесь в том же году жители селения Мавронии (в епархии Спарты), по молитвам перд Святой иконой Мартиниана, были избавлены от вредоносной саранчи, опустошавшей их поля и леса, а живший в том селении мальчик, умиравший от тяжкой болезни, чудесно был возвращен к жизни. Святая икона также прославилась чудесными исцелениями бесноватых и других недужных, с верою притекавших сюда и с горячими молитвами обращавшихся к Богоматери перед Ее чудотворным образом. Около двух лет прожил Мартиниан, а затем возвратился опять на Святой Афон, где вскоре и скончался, а Святая икона перешла в драгоценное наследие Афонского Пантелеймонова монастыря. В 1889 году настоятель этого монастыря, архимандрит Макарий пожертвовал эту Святую икону в благословение Ново-Афонскому монастырю,

где она и пребывает поныне. Эта Святая икона, представляюая собой поясное изображение, покрытое дорогой золоченной ризой с эмалью, вделана в другу большую икону, на которой изображены Святой Апостол Симон Кананит и Святой великомученик Пантелеймон, стоящими во весь рост и как бы держащими в руке икону Богоматери. Празднование в честь Святой иконы Богоматери, именуемой "Избавительница", совершается 4 апреля и 17 октября.

Все службы в монастыре весьма продолжительны. Ежедневно иноки заняты молитвою часов 7-8, а в праздники еще более; всенощные, совершаемые только на кануне больших праздников, продолжаются от 8 часов вечера до 3 часов ночи. Вообще монастырь устроен по Афонскому устав и чиноположению. При монастыре школа для абхазских бедных мальчиков и сирот с содержанием их от монастыря, две больницы с аптекой, книжная и иконная лавки, странноприимный дом и разнве мастерские. Монастырь является насадителем совершенно новых у нас высших культур - апельсинов, лимонов и мандаринов, первыми занявшись этими культурами, которые в настоящее времяраспространились уже по всему южному побережью Кавказа. Кроме лимонных и апельсиновых рощь, при монастыре разведены оливковые плантации и имеется прекрасный ботанический сад. К монастырю причислен Пицундский храм, расположенный в 60 верстах от монастыря и находившийся во времена Святого Иоанна Златоуста в пустынном месте, называющемся Питиусом, куда доблестный Святитель был послан в заточение. Этот храм, основанный в VI веке, в царствование Юстиниана, был восстановлен в 1885 году. При нем устроен скит для желающих более уединенной жизни. Монастырю принадлежит в Санкт-Петербурге подворье с храмом во имя чудотворной иконы Божией Матери, находящееся на углу Забалканского проспекта (ныне снесено).

Свято-Троицкий монастырь, общежительный, близ города Туапсе, Черноморской губернии, учрежденный в 1902 году.

Женские

Василиско-Златоустовский монастырь, общежительный, близ села Михайловского, в 12 верстах от города Сухума, на берегу реки Гумисты. Учрежден в 19901 году при возобновленном древнем храме во имя Святого Василиска Команского, погребенного здесь после мученической кончины своей в IV веке (память 3 марта). Здесь же в Команах погребены были мощи Святого Иоанна Златоустаго (память 13 ноября), скончавшегося по пути в ссылку в Пицунду (Питиус), и находились до перенесения их в Константинополь в 438 году. При монастыре действует школа для абхазских девочек-сирот и больница.

Моквинский Успенский монастырь, общежительный, в 17 верстах от Черноморского порта Очемчири, Сухумскогоокруга. Учрежден в 1904 году при Моквинском Успенском храме, построенном в половине X века Царем Абхазии Леоном III и возобновленном в половине XIX века. Здесь находится серебряная икона Успения Божией Матери.

Иверско-Алексеевская община в деревне Георгиевке, близ посада Туапсе, Черноморской губернии, учрежденная в 1910 году в имении мещанки Мавры Макаровской.

Подготовлено А.Рожинцевым


  © Copyright 2001-2002 e-mail: geo@orthodoxy.ru